Что может происходить с человеком, которого в течение дня посещают мысли о выпивке? Первые признаки алкоголизма у мужчин я предлагаю рассмотреть с анализа того, что может за этими мыслями скрываться на самом деле.
Выпивка, как реакция на стресс
Зависимость начинается с привычки, которая может быть признаком психологической зависимости. Вряд ли эти мысли возникают сами по себе, скорее всего они связаны со стрессом, в ответ на который они появляются. Получается, что вы испытываете некий дискомфорт. Его источник не так важен – нелюбимая работа, мысли о проблемах, усталость, недосып и т.д. Можно даже сказать, что причина найдется всегда. И от этого напряжения хочется избавиться, а взамен расслабиться и получить приятные ощущения. Закономерно возникает желание выпить. Так как это самый эффективный способ решить все это дело стаканчиком, а лучше двумя, в перспективе с возможностью повторить необходимое количество раз.
Постепенно организм привыкает расслабляться только при помощи алкоголя. Происходит формирование зависимости.
Стресс, как следствие выпивки, который необходимо запить
По мере развития зависимости может происходить перевертыш, когда все встает с ног на голову. Иерархия мотивов и потребностей претерпевает нехорошие изменения. Если раньше проблемы были поводом выпить, то теперь выпивка эти проблемы порождает, что способствует дальнейшей алкоголизации. И если раньше пьющий связывал свои проблемы с пьянкой - признавался в этом хотя бы самому себе. То теперь другие люди и проблемы становятся причиной выпивки. Действительно, как можно не выпить с такой усталостью, непониманием, женой, работой, начальством, страной, миром? Локус контроля становится внешним, пьющий делает ответственным за свое пьянство кого, или что угодно, кроме себя. Получается замкнутый круг.
Как не замечать слона в комнате?
Зависимость усугубляется, ощущение наличия проблемы становится все явственнее, признаваться себе в алкоголизме все труднее, чем он сильнее. У пьющего назревает внутренний конфликт: включаются механизмы психологической защиты, ограждая личность от внутренних противоречий.
- Отрицание. Я не алкоголик, алкоголики – это бомжи с коричневыми лицами. И другое бесчисленное количество вариаций, которые вы наверняка слышали, или говорили.
- Когда отрицать очевидное уже попросту неприлично, подключается минимизация. Да я на самом деле культурно/немного/не так часто/редко/по праздникам выпиваю.
- Затем подключается мотивационная рационализация, в виде какой-нибудь объясняющей и всецело оправдывающей нынешнее положение вещей концепции. Чем умнее и образованнее человек, тем более логичное и адекватное объяснение своего пьянства он придумает.
Таким образом, осознание проблемы затягивается, болезнь становится хронической, а обращение за помощью откладывается.
К чему это приводит?
Как итог качественной работы психологических защит, оберегающих алкоголика от лишних потрясений – человек утрачивает критичность. А это свойство нормальной психики здорового человека, которое является вершинным образованием личности. Например, в патопсихологии, которая изучает расстройства психических процессов, критичность – это важный критерий оценки психической деятельности и фактор личностной сохранности больных. Получается, что нарушение критичности у больных алкоголизмом – важный и объективный критерий алкогольной деградации. В результате – анозогнозия, или отрицание болезни. Так хорошо знакомое близким больных алкоголизмом. В каком-то смысле, наличие отрицания проблемы, говорит о наличии проблемы.
Можно проследить процесс, как первые признаки алкоголизма у мужчин, приводят к тяжелым психическим изменениям. Болезнь развивается и усугубляется. Самочувствие и состояние организма ухудшается. Как его улучшить? Да, все верно – компенсировать выпивкой. Алкоголизация становится все интенсивнее. Итог немного предсказуем. Но, как говорят в одном анонимном сообществе, выход есть всегда.